игры барби дора смешарики скачать телепрограмма братц онлайн игры чат для детей мини игры witch онлайн тв рецепты развивающие игры
главная мамам папам беременность развивающие слушать сказки скачать мультфильмы игры детям детям от 0 винкс игры игры ранетки сказки скачать раскраски скачать скуби ду
 
Фото наших деток
Загружайте фотографии
ваших детей в детскую фотогалерею
Добрая копилка — проект фонда помощи детям.
Гороскопы
Бесплатно скачать
Дети от и до
Обратная связь

Колье шарф. Цена 420 руб.

Часики с подвесками. Цена 390 руб.

Красивая подвеска на цепочке. Цена 280 руб.

Кружевной браслет. Цена 290 руб.

Часы открывающиеся. Цена 390 руб.

Комплект. Цена 490 руб.

Кольцо. Цена 159 руб.

Для детей и родителей.

На нашем сайте Вы найдете игры для детей развивающие и развлекающие, в которые можно поиграть онлайн или скачать на компьютер. Новые, самые интересные мультфильмы, море полезной информации для родителей. Все о беременности и раннем развитии детей. Онлайн гадания, гороскопы и рецепты красоты. Все игры, мультфильмы и развивающие методики можно бесплатно скачать. Теперь вы можете посмотреть самые лучшие мультфильмы онлайн на нашем сайте. Коллекция самых популярных мультсериалов постоянно пополняется. У нас масса полезного и интересного и для детей и для родителей. Прописи и раскраски, сказки и обучающее видео. Полезные статьи и рецепты вкусных и простых в приготовлении блюд. Надеемся, что вам у нас понравится и с нетерпением будем ждать вас снова!
Новые статьи.

Скачайте рабочие тетради


клипы для детей
Веселый клип.

мультфильм икс
Мультфильм Икс.

ералаш
Ералаш все серии.

утконавты
смешной мульт Утконавты.

Онлайн игры для девочек.
Отличные игры с самыми популярными и модными героями мультфильмов.


Смешарики.
скачать лунтик
Лунтик.

Том и Джерри.

Новые мультики.

Феи.

Хроники Нарнии.
бесплатно детские игры
Принцесса и лягушка
скачать бесплатно детские игры
500 детских игр.
скачать бесплатно игры барби
Все игры Барби
скачать бесплатно игры винкс
Игры Винкс
скачать бесплатно игры для детей
Трансформеры
скачать игры для детей
Развивающие

Даша следопыт
английский для детей
Английский для детей

Новый Мадагаскар

Для самых маленьких

Игры Гарри Поттер

Прописи
раскраски
Раскраски
скуби ду
Скуби Ду
скачать бесплатно игры барби
Сказки
скачать бесплатно игры винкс
Чародейки
скачать бесплатно игры для детей
Винни Пух
скачать игры для детей
Готовимся к школе

Что делать, если ваш ребенок не говорит?

Автор Ольга Евгеньевна Грибова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образовании.
Этапы работы с ребенком длятся в жесткой последовательности, которую нельзя нарушать. Переходить на следующий этап можно только после того, как освоен материал предыдущего.

Книга не заменит консультации и занятий со специалистом. Диагноз - не приговор, диагноз, — успешный старт на пути к воспитанию полноценной речи.

Словарь для справок:

Коррекция - исправление, например, коррекция речевых дефектов, коррекция зрения и др.
Ранняя коррекция - система педагогических мероприятий по нормализации психического и физического развития ребенка, проводимых в период раннего детства (до 3 дет).
Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.
В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический и направленный характер. Здесь представлен первый этап формирования речевой деятельности у детей, имеющих лепетную речь.
Для каких категорий детей можно применять предлагаемые методы?

Это дети раннего возраста (от рождения до трех дет).
Это дети после 3 лет,имеющие грубое речевое недоразвитие, которых иногда называют безречевые дети. Данный термин не совсем корректен, поскольку дети, относящиеся к данной группе, могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокализации, мимику, жесты- Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный речевой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.
Лепетные слова - слова, состоящие из одного - трех одинаковых слогов, например: баба, па (палка), ляля (кукла) и т.п. Употребление маетных слов характерно для детей первого года жизни (см. табл. на с. 13)
Звукоподражания -слова, построенные на основе подражания природному звучанию предмета, например, мяу (кошка), пи пи (мышка), би-би (машина) и др. Подобные звуки подражания характерны для речи детей на начальных «этапах» становлении речи (примерно до 1.5-2 лет).
Вокализация — протяжное произнесение гласных звуков или звучание с различной интонацией. В норме развития используется только в младенческом возрасте (до I года).

В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: "Все понимает, но не говорит"
В предлагаемой методике мы следуем онтогенетическому принципу. Развитие речи подчиняется универсальных законам не проходит определенные этапы в жесткой последовательности. Следовательно, при организации коррекционной работы необходимо смоделировать эти этапы и корректировать несфоромиванные механизмы, определяющие развитие речи ребенка на каждом из этих этапов. Предлагаемые методы формирования речевой деятельности не приложны к коррекции речи детей с нарушением слуха и детским церебральным параличом. Для детей этих групп предлагаемую систему работы необходимо модифицировать адекватно возможностям детей.
Что посоветует родителям малыша логопед?
Рано или поздно наступает момент, когда родители отдают своего малыша в детский сад или отправляют его в школу. И весьма неприятно, когда психолог или руководство заведения заявляют, что вашему ребенку место только в спецгруппе. Чем же мог не угодить «сильным» мира сего смышленый и подвижный малыш?

Как формируется речь

Как известно, своевременное и полноценное овладение ребенком речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько этапов Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0.8 - 1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию. Это период подробно, по этапам, описан специалистами в области детской речи. Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой степени, последовательность развития форм речи могут варьироваться в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка. В таблице в графе 3 приводятся среднестатистические данные о сроках, в течении которых могут появится те или иные формы общения и языковые единицы в соотвествии с нормой развития. Эти сроки могут быть достаточно растянутыми, что объясняется индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или вы видите единичны проявления, это должно насторожить вас.
N Форма речи Примерный возраст появления
1. Интонирует крики(Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) 1-2 мес.
2. Гуканье, гуление. (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) 1.5-3 мес.
3 Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, на состоящее из одинаковых слогов) 4-5 мес
4. Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.) много звукоподражаний (би-би, гав-гав) 8 мес- 1 год 2 мес.
5. Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и тд 1год 6 мес - 2 года 2 мес.
6 Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) 1,9 года - 2,6 года
7 Появление грамматически» форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежа и др) 2,4 года - 3,6 года
8 Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка) 2,6 года - 3,5 года
9 Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми 1 мес- 1,5 мес
10 Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом 2,6 года - 3,6 года

Конструктор LEGO и другие игрушки.
Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше речь ребенка и не только. Мелкие детали конструктора отлично подходят для этих целей...

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, "как взрослые". Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке". Одна и та же ситуации оречевляется мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: " Дай!", а девочка тихо канючить: "Мячик!". Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.
Как обустроить детскую.
В настоящее время мебель для детской отыскать можно в соответствующем магазине, вдобавок имеются специализированные отделы, где найти можно все необходимое для интерьера комнаты вашего чада.

Подождите волноваться!

Может быть, ваш ребенок всею лишь исключение из правила, подтверждающее это правило'
Признаки благополучного развития речи у ребенка:
• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
• Ребенок развивается с задержкой.
• Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за ними слова и предложения.
- Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам, за помощью ("самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!
Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются. Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности. Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма. Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "повтори" хотя бы на первое время.

Занятия надо начинать как можно раньше

Необходимо подчеркнуть, что здесь и далее мы будем рассказывать о детях с сохранными двигательными функциями нормальным физическом слухом, у которых отмечается задержка темпов речевою развитии. Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны появится первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

Как помочь ребенку?

Коррекционная работа требует много знаний и определенных навыков. Поэтому будьте внимательны, выполняйте все наши инструкции в строгом соответствии с написанным. Если что-то сразу не получается, посоветуйтесь со специалистом. Не торопитесь перепрыгивать с этапа на этап. Все этапы являются строго обязательными в представленном порядке. Нам сложно определить, сколько времени потребуется для занятий на каждом этапе. Продолжительность ежедневных занятий и общая продолжительность работы определяется индивидуально в соответствии с возможностями детей.
Основными задачами коррекционной работы с ребенком, имеющим зачатки лепетной речи, являются:
- развитие мотивационной основы речевой деятельности;
- формирование имитационных способностей.
Словарь для справок:
Мотивация – побудительная причина, повод к какому-либо действию, поступку.
Имитация – подражание, способность воспроизводить речь.
В норме, как мы уже говорили, речь ребенка формируется в процессе общения с носителями языка через имитацию. При этом постепенно происходит «подгонка» детского языка к языку взрослого на основе неосознанного языкового анализа, синтеза и способности к лингвистическим обобщениям. Таким образом, в ходе коррекционной работы, прежде всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в общении.
Попробуйте сделать следующее:

Первый этап.
Расположитесь с ребенком где – нибудь в уютном уголке, например, на диване или на полу. создайте интимную, доверительную обстановку: говорите негромко, ласково, не отдавайте приказаний, не отвлекайтесь. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками, звукоподражаниями. Очень важно, чтобы ваше участие не было слишком навязчивым, но с другой стороны, вы должны сделать так, чтобы эта игра была совместной. Вы можете выбрать любую совместную деятельность, лучше доступную и интересную для ребенка. Например, у вас сын. Вы играете с ним в машинки. При этом вы катаете вместе с сыном машинку, изображая ее бибиканье: «Би - би» или «Ту – ту». Попытайтесь установить словесный контакт с сыном. В ходе игры спросите ребенка: «Как гудит машина?». И сами отвечайте на этот вопрос: «Би - би». – с удовольствием растягивая гласные. И если после двадцатого или тридцатого раза, когда у вас уже устали губы и язык произносить это «би – би», вы услышали робкое «би» от своего ребенка, знайте, что это маленькая победа! Похвалите его! Порадуйтесь вместе с ним! Разумеется, что вопрос можно несколько изменить, например: «Как гудит эта машина?», «А если поедет синяя машина, как она гудит?» и прочее. Если у вас дочка, то надо выбрать игру, которая ей нравится, то, чем она может заниматься достаточно долгое время. Иногда детям нравится наблюдать, как падают кубики. В таком случае мы советуем заняться совместным собирание пирамидки или другого сооружения с регулярным его разрушением, сопровождая последнее действие проговариванием слова: «бах». Можно переходить к реализации следующей задачи – формированию навыка эхолалии - отраженной речи. Для этого взрослый (мама, папа, бабушка, воспитатель яслей, в общем тот, кто занимается воспитанием ребенка) должен организовать специальное общение с ребенком в процессе совместной предметной деятельности или игры. Помните, нельзя использовать прямые инструкции: «Скажи», «Повтори»! Рассмотрим поподробнее приемы вызывания отраженной речи – имитации речи взрослого ребенком.

Второй этап.
Взрослый (педагог) отбирает для имитации простые по звукослоговому составу 5 – 10 слов, названий окружающих предметов, например, одежды, игрушек, посуды, еды (1 – 2 группы), того, что ребенок любит больше всего, для совсем маленьких детей можно использовать имена близких людей. При этом взрослый говорит на так называемом «нянькином» языке, в котором слова упрощены до лепета, много звукоподражаний, типа: мышь – пи – пи, кошка – мяу или киса и др.
Представим, что ребенок любит гулять (дело происходит зимой) и поесть, поэтому мы отобрали следующую лексику: шуба, шапка, сапоги; ложка, чашка, вилка. Рассмотрим на конкретном примере, каким образом действует взрослый.
Взрослый во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед ребенком диалог – образец, в процессе которого исполняет роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносятся в замедленном темпе, четко, то есть утрированно. Сначала многократно повторяется название одного предмета, затем другого, по мере смены действий.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый. Что мы достали? – Шубу
Что это такое? – Шуба.
Что сейчас мы надели? – Шубу.

Потом стали надевать на ребенка шапку.
Что мы достали? – Шапку.
Что это такое? – Шапка.
Что сейчас мы надели? – Шапку. И т.д.
И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется мозоль.


Третий этап.
Постепенно ребенка косвенно поощряют к вступлению в диалог – после вопросов взрослый делает все более и более длинные паузы (до 5-10 сек.). Например:
Взрослый. Принеси тарелку. Что ты принес?...
Правильно, тарелку. Это тарелка… .
Что это? …
Это тарелка. И т.п.
Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому взрослый фиксирует внимание ребенка не только на заучивании слова, но и на артикуляционных укладах. Взрослый добивается того, чтобы ребенок одновременно слушал слово и всматривался в артикуляцию. Например:
Взрослый. Где у меня рот? Где губы? Слушай и смотри на губы: та-рел-ка.
Еще раз: та-рел-ка.
Давай вместе: та-рел-ка. Молодец!.
Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движением ваших губ.
Взрослый. Еще раз вместе: та-рел-ка. Хорошо.
Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия.
Этот этап, пожалуй, один из сложнейших. Обратите внимание на то, что вся работа строится в процессе реальных бытовых или игровых действий. Второе важное условие – ребенок не должен даже догадываться, что вы с ним занимаетесь развитием речи.
Если вам надоели занятия и наша книга, вы можете либо отказаться от дальнейших действий, либо позвать ребенка следующим образом: «Иди сюда. Садись. Сейчас мы будем заниматься - говорить слова. Скажи «тарелка».
Дальше можно отдыхать и наблюдать, как речь ребенка формируется без вашего участия.
Если же вы хотите добиться результата, четко следуйте нашим рекомендациям.
Не бойтесь перехвалить ребенка.
Если у ребенка не получается, никогда не ругайте его.
Наверное, это вы делаете что-то неправильно.
Перечитайте книгу или посоветуйтесь со специалистом.


Четвертый этап.
Через какое-то время (обычно к концу дня или на следующий день. В некоторых случаях может потребоваться больше времени. Это не значит, что ваш ребенок «тупой» или «ненормальный». Просто он такой. А может, это вы делаете что-то неправильно?) ребенок начинает повторять за взрослым отдельные слоги. Эти попытки всемерно поощряются, в то же время взрослый учит ребенка вслушиваться в образец и подражать ему, хотя на первых порах ребенок не сможет улучшить качество речи самостоятельно.
Взрослый. Вот вилка. Это вилка … (Пауза.)
Ребенок. Ика.
Взрослый. Молодец, вилка. Посмотри, как я говорю. (взгляд ребенка фиксируется на губах взрослого.) Вил-ка. (Пауза.) Хорошо.
На первых порах ребенка не заставляют, не принуждают повторить слово точно, поскольку он еще к этому не способен. Наоборот, всемерно поощряется любая речевая реакция нашего молчащего подопечного.


Пятый этап.
Требования ужесточаются постепенно, незаметно для воспитанника. Одновременно ребенку даются серии упражнений для развития артикуляционной моторики в ходе повседневной жизни или режимных моментов (умывание, еды). Например, во время умывания ребенка учат полоскать рот водой с сомкнутыми губами, полоскать горло, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. Во время еды можно попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко, и проч. Оказался ребенок у зеркала – хороший повод сделать с ним артикуляционную гимнастку: мы – клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок - поцокали язычком, поиграли в слона – вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра – показали все зубы в оскале. Уверена, что ваша фантазия подскажет вам массу других вариантов.

Шестой этап.
Если вы видите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые ему слова, отберите для работы следующую серию из 5-10 слов. Работа ведется аналогично. Таким образом, постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Какие это ситуации?
- Во-первых, используются альтернативны вопросы, типа: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу?» В ходе ответа ребенок обязательно должен использовать речь. Такая ситуация может быть создана искусственно. Например, при накрывании стола к обеду ребенку не кладут ложку. Взрослый задает вопрос: «Что тебе дать – чашку или ложку?» При такой формулировке вопроса создается вербальная ситуация с элементами имитации. Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужно ему слово. Необходимым условием успешной работы является использование в созданных ситуациях только того предметного словаря, который уже освоен ребенком в ходе предварительной работы.
- Во-вторых, речевое общение взрослого и ребенка должно быть оправданным на бытовом уровне. Поэтому следующий вид коммуникативной ситуации – общение в ходе выполнения поручения. Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды, предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть, чтобы ребенок сам не мог достать предмет и был вынужден обратиться к взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: «Что ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? – Дай машину…» В качестве поощрения ребенок получает искомое. В этой ситуации, как мы видим, также используются элементы эхолалии.
- Третий вид коммуникативных ситуаций – опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры типа «Дочки-матери», «В гостях у куклы Кати» и т.п. или ухода за животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый поощряет ребенка к простейшим высказываниям: «Попроси у куклы чашку. Дай, Катя, чашку»; «Уложи мишку в кровать. Спой ему песенку. Баю-бай, мишка, баю-бай»; «Поговорим с попугайчиком. Хорошая, птичка, хорошая». Дети при этом воспроизводят не только отдельные слова, но и фразы, подражая взрослому интонационно.


Седьмой этап.
По мере наращивания словаря и появления простейшей фразы у ребенка формируется потребность в речевом общении. На этом этапе важно поощрять желание ребенка говорить. Его надо внимательно выслушивать, похвалить, не стремиться исправить сразу же все ошибки. Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можете попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку…» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении. Одновременно с работой по вызову эхолалии у ребенка формируется целенаправленное слуховое восприятие и совершенствуется навык понимания речи. Работа ведется по двум направлениям:
1.расширении объема пассивного словарного запаса;
2.формирование регулирующей функции речи.
Оба направления тесно связаны между собой.
В ходе упражнений по формированию эхолалии детей знакомят с названиями предметов, основными действиями, которые с ними выполняют, а также их качествами. В частности, глагольный словарь включает названия основных бытовых действий (есть, пить, гулять, рисовать, смотреть, слушать, принести, унести, поставить, положить, сидеть, стоять, лежать и т.д.). Кроме того, пассивный и активный лексический словарь обогащается за счет прилагательных, обозначающих размер (большой, маленький), цвет (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый), форму (круглый, квадратный) предметов. Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введения различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку", «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью. На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется морально или материально, например, можно похвалить, погладить его по головке, налить вкусного сока, дать конфету и др. А вот если действие выполнено не правильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки. Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя попрошу; сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу вредности характера, но потому что увлечен чем-то более ему интересным.
Не считайте, что ребенок все делает вам назло!
Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо по-другому воспитывать?
Перечисленные формы работы могут предшествовать или проходить одновременно с упражнениями по имитации речи.
В этот период полезно начать формирование пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом уровне с предлогами «в», «на», «под». Занятия проводят в виде игры или в процессе игры, после того, как у ребенка сформировали достаточный словарный запас и он активно общается с взрослыми. Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку даются задания: «Положи пирамидку в стол», «Положи пирамидку на стол», «Положи мяч в ящик», «Положи мяч на ящик», «Поставь машинку на стул», «Поставь машинку под стул». Взрослый голосом выделяет предлоги, произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым фиксируя внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит выполнить ту же инструкцию.
Чтобы малышу эта игра была интересна, к работе привлекаются различные игрушки или сказочные персонажи. Например, любимый мишка или кукла. Взрослый дает поручения игрушке: «Миша, убери мячик в коробку», «Миша, спрячь книжку в ящик». Ребенок выполняет эти задания «мишкиными лапами», действует от его имени. Такой прием хорош, как минимум, по двум причинам: во-первых, если задание было выполнено неправильно, то ошибся мишка, а не ребенок; во-вторых, ребенок занимает позицию учителя, а это, согласитесь, гораздо более комфортная позиция, чем ученика.
Другой прием предполагает наличие более активного участия ребенка. Это вариант игры в прятки. В игре участвует та же любимая игрушка, но меняется роль взрослого – она «неруководящая». Ребенок сам прячет какой-либо предмет (кроме драгоценностей и денег), затем берет в руки мишку. Взрослый с помощью игрушки, которой управляет ребенок, ищет этот предмет следующим образом: «Миша, посмотри под столом. – Нет под столом. Миша, посмотри на полке. – Нет на полке и т.д.». При этом действия выполняет ребенок. Подобные игры доставляют детям массу удовольствия. Они позволяют им почувствовать свое превосходство над взрослыми.
Третий вариант игры предполагает предварительное знакомство с героями сказок. В русском фольклоре есть непоседливые персонажи, например, колобок, волшебный клубочек, Иван-царевич. Кого или что выбрать, зависит от осведомленности ребенка и материальных условий. В процессе игры моделируются их передвижения: «Катится колобок, катится и закатился…».
Для контроля за пониманием предлогов взрослый может использовать инструкции, противоречащие повседневному опыту ребенка: «Поставь чашку под стул», «Положи тарелку в тумбочку» и пр.
Постепенно инструкции усложняются: наращивается количество действий, производимых в соответствии с инструкцией. Используются двух-, а затем и трехступенчатые инструкции, например: «Возьми куклу и посади ее на стул», «Дай мне большой красный кубик, а себе возьми маленький красный кубик», «Возьми у меня мишку, поставь на место, а мне принеси зайку» и т.п.


Восьмой этап.
По мере появления лепетной речи взрослый задает ребенку вопросы во время выполнения задания или после его окончания: «Что ты принес?», «Что у тебя?», «Что ты сейчас сделал?», «Какой (ую) … ты принс?» и т.п. Таким образом, активизируется изученная ранее лексика, а также стимулируется использование речевых средств. На этом этапе формирования речи не проводится целенаправленной специальной работы по исправлению недостатков звукопроизношения и слоговой структуры. Основная задача родителя или педагога – научить ребенка вслушиваться в речь и соотносить свою речь с образцом. Поэтому в ходе коммуникативных упражнений допускаются и поощряются любые речевые реакции ребенка. Взрослый должен категорически избегать оценок и указаний типа: «Неправильно!», «Скажи еще раз …», «Повтори», «Следи за собой …» и т.д. Текущая коррекция должна проводиться мягко, не авторитарно, с опорой на положительные эмоции ребенка.
Примерный сценарий ситуации: Ребенок подходит к шкафу, полкам с игрушками и просит жестами или голосом дать ему машинку.
Взрослый. Что тебе дать? Машину?
Ребенок. Тр-р-р-р.
Взрослый. Послушай и повтори, как я скажу. Ма-ши-на. (Ребенок смотрит внимательно на губы взрослого.) Ма-ши-на.
Ребенок. А-тиа.
Взрослый. Молодец! (Берет в руки игрушки.) Послушай еще раз, как я скажу. Ма-ши-на. Губы сжали, помычали м-м-м.
Ребенок. М-м-м.
Взрослый. Очень хорошо! (Подносит игрушку к ребенку, но не отдает ее.) М-м-ма-ши-на. М-м-ма-ши-на.
Ребенок. Мматиа.
Взрослый. Умница. Вот тебе машина. Возьми ее. (Игрушку отдают ребенку.) Это Ма-ши-на. И т.д.
Остановимся поподробнее на этой сцене. Что происходит? Взрослый создает такую ситуацию, в которой желание ребенка получить игрушку осуществляется только через общение. В ходе предметной ситуации взрослый целенаправленно фиксирует внимание ребенка на звуковой форме слова и аргументации («послушай», «посмотри»), т.е. использует компенсаторные обходные пути – зрительное и слуховое восприятие в их единстве. Многократное утрированное произношение слова в медленном темпе позволяет ребенку вычленить часть существенных признаков слова, в данном случае количество слогов (а-ти-а). Поощряя его не только словами («умница», «молодец» и т.п.), но и приближая к нему игрушку, взрослый продолжает работу, направленную на формирование умения соотносить свою речь с образцом. Поэтому взрослый выделяет первую согласную, фиксируя внимание на ее артикуляции. Таким образом, тот приблизительный контур слова, который использует ребенок, с каждым разом становиться ближе к образцу. Как уже указывалось выше, специальной постановки звуков на этом этапе не проводится, поскольку многие из них появляются спонтанно (самостоятельно), по мере накопления словаря. В некоторых случаях наблюдается неустойчивое пользование звуками речи: изолированно или в отдельных словах они произносятся чисто, в основной массе произносимых лепетных слов, звукоподражаний они заменяются другими или опускаются (не произносятся). Очень полезными на этом этапе видами работ может быть чтение сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Независимо от возраста, для детей с лепетной речью отбираются простейшие сказки с циклическим сюжетом (сказки, в которых несколько раз повторяется схожая ситуация с небольшими вариациями) и традиционным набором действующих героев: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д. Каждая из этих сказок прочитывается многократно, отдельными частями с рассматриванием картинок. Вообще-то, в соответствии с методикой дошкольного воспитания, в первый раз сказки надо рассказывать близко к тексту. Но если вы лишены дара сказителя, читайте сказку в медленном темп, помогая ребенку соотнести текст с иллюстрациями. Если ребенок вдруг «застрянет» на какой-нибудь картинке, не торопите его, рассмотрите ее подробно вместе, прокомментируйте нарисованное.
Приведем примерный ход беседы при чтении сказки «Репка».
Устройтесь удобнее в месте, где вас никто не будет отвлекать: в кресле, на диване, в беседке в саду. Создайте доверительную обстановку. Взрослый читает или рассказывает сказку, ребенок рассматривает картинки в книге.
Взрослый. Посадил дед репку. Посмотри, кто это? (Показывает на деда.) Это дед. Дед. Кто это?
Ребенок. Де, дет, дядя.
Взрослый. Это дед. Правильно. Покажи где у деда глаза?
Ребенок показывает.
Взрослый. Что это?
Ребенок. Аза.
Взрослый. Хорошо. Послушай и посмотри, как я тебе скажу. Гла-за.
Ребенок. Газя.
Взрослый. Какой молодец! Глаза. А где у дедушки нос? И т.д. (Рассмотрев иллюстрацию, переходят к следующей.) Выросла репка большая-пребольшая. (Рассматривают картинку с репкой.)
Занятия подобного типа не должны проводится дольше 7-10 мин, поэтому взрослый во время рассматривания картинок не должен «увязать» в деталях. Поскольку сказка читается многократно, каждый раз можно подробно рассматривать различные картинки или акцентировать внимание на различных деталях. Один раз на частях тела, другой – на одежде персонажей, в третий – на возрасте и размерах.
После того, как сказка будет прочитана несколько раз, и ребенок научится уверенно называть действующих лиц, можно переходить к совместному рассказыванию. Рассказывая сказку, взрослый не называет некоторых персонажей, заменяя слова показом соответствующей картинки.
Взрослый. Сейчас ты мне поможешь рассказать сказку. Я начну, а ты продолжишь рассказывать. Внимательно смотри на картинку. Посадил … (Показывает на деда.)
Ребенок. Дед. Взрослый. Правильно. (Показывает на репку.)
Ребенок.Епку.
Взрослый. Молодец! Посадил дед репку. Смотрите следующую картинку. Выросла репка … (Показывает на картинку и делает жест руками, имитируя размеры репы.)
Ребенок. Басая. Взрослый. Умница! Большая-пребольшая. И т.д.
Через некоторое время дети начинают повторять целые фразы из этих сказок, хотя пока эти фразы грамматически не оформлены и носят заученный характер.

Девятый этап.
Появление фраз в отраженной речи является показателем перехода ребенка на новый качественный уровень развития речи. Мы можем переходить к формированию навыка владения некоторыми элементарными бытовыми синтаксическими конструкциями: «Дай что–либо», «На что–либо», «Хочу что – либо сделать» и т. п. А также средствами выражения приветствия, прощения, благодарности: «Привет», «Пока-пока», «Спасибо», сопровождающимися соответствующими жестами. Освоение таких конструкций также проходит в предметно-коммуникативной или игровой ситуации, в которой по-прежнему отсутствует прямые конструкции «Скажи», «Повтори», а потребности ребенка удовлетворяются только после речевых реакций. Например, ребенок просит какую-либо игрушку жестом, сопровождающим голосовые реакции. Взрослый выясняет, чего хочет ребенок, и спрашивает: «Как надо спросить? Дай куклу! Дай куклу!» при этом родитель или педагог приближает игрушку к ребенку, но в руки не дает. Только после попытки воспроизвести фразу ребенок получает игрушку, и воспитатель его хвалит. Постепенно, по мере освоения имитации слов и коротких предложений, необходимо сформировать у детей потребность в использовании речевых средств, в том числе более совершенных. С этой целью создается такая предметная или игровая ситуация, в которой ребенку необходимо использование речевых средств. Например, взрослый «стимулирует» свою занятость и невозможность понять жесты ребенка, ссылаясь на свою занятость. Он стоит спиной к ребенку и протирает пыль, помогает одеться другому ребенку и не может прервать своего занятия. Очень важно в такой ситуации, чтобы ваш отказ понимать ребенка не выглядел демонстративно. Необходимо найти внешнюю причину, оправдывающую ваше поведение.
Не конфликтуйте с ребенком, если от этого не зависит его жизнь и здоровье!
Вам еще долго растить вашего ребенка и вместе решать много проблем!
Сохраняйте добрые доверительные отношения!

Не забывайте хвалить вашего ребенка, когда он пользуется речью. Подчеркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребенка.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2 – 3 месяцев. Если улучшения не отмечаются, срочно запишитесь на прием к невропатологу или логопеду.
Если вы готовы опробовать предлагаемые нами приемы, вернитесь в начало раздела «Как помочь ребенку» и следуйте описанному алгоритму. Отдельные этапы пропускать нельзя. Возможно, что ваш ребенок талантлив и с некоторым материалом справляется достаточно легко. В таком случае можно несколько сократить время на отдельные этапы.
Если положительные изменения есть, но они требуют значительного времени, наберитесь терпения, не форсируйте события. Вашему ребенку требуется больше времени и вашего внимания. Посоветуйтесь со специалистом.

Запомните! Количество и последовательность этапов нарушать нельзя!
Если никаких положительных изменений в развитии вашего ребенка вы не отмечаете, срочно обратитесь к специалисту за консультацией. Возможно, вашему ребенку предложат посещать специализированные группы, потому что у него проблемы, о которых вы не подозревали. Помогите своему ребенку!
Успехов вам и вашему ребенку!
Смешарики игры: Барби игры: Развивающие: Мультфильмы: Игры winx онлаин ТВ! Игры: Ранетки игры: Сказки детям: Раскраски скачать: Чародейки: Игры флеш
Смешарики: Гарри Поттер: Барби: Беременность: Дора: Развивающие игры: Мультфильмы скачать: Игры: Сказки mp3: Разукрашки: Сказки Пушкина

Правообладателям

Конфиденциальность

Создание сайтов.